Новости города Лысково и Лысковского района Нижегородской области
 

Лысково. Стелла на въезде в город
Лысково. Стелла на въезде в город

Лысково: последние новости

Лысково, 28 июня 2014 года

Герб города Лысково Город Лысково

На период переписи 2010 года в городе Лыскове насчитывается 21882 человека (мужчин - 9779, женщин - 12103).

Герб Лысковского района Лысковский район

На территории Лысковского района проживает 39943 постоянных жителя. Из них – 18818 мужчин, 21125 женщин... В сельской местности у нас проживают 18061 чел. (мужчин – 9039, женщин - 9022).

На пороге учебного года. На пути к новой школе

На этот раз на ней обсуждалась тема «Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в образовательном пространстве Лысковского муниципального района», с сообщением по которой выступила начальник районного управления образования Валентина Ивановна ПЕРМЯКОВА.

Своим опытом работы с коллегами поделились руководитель районного методического объединения начальных классов И.А.Тесакова («Стандарты второго поколения. Обновление соержания начального общего образования»), директор Летневской средней школы Е.А.Егоров («Формирование системы поддержки талантливых детей»), директор школы № 4 А.И.Толстых («Совершенствование школьной инфраструктуры. Мобилизация финансовых ресурсов в условиях оптимизации образовательной сети»), учитель физики школы № 2 Т.В.Клюкина («Развитие кадрового потенциала. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе»), заместитель директора по воспитательной работе Берендеевской средней школы Т.В.Бояринова («Сбережение здоровья как составляющий фактор личностного развития ребенка»), директор Чернухинской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида С.С.Окользина («Создание условий для получения общего образования и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей»).

ЧТО разительно отличает начинающийся учебный год от предыдущих, так это – «картинка» образовательных учреждений. Изменилась она сильно. С официальной точки зрения – это только к лучшему. С точки зрения отдельных лысковчан (имеющих право на собственное мнение) – не во всем к лучшему. Но все рассудит время – главный судья любых пертурбаций.

Закрыты 2 основные школы – Петровская и Кременковская (в первой из них в прошедшем учебном году обучались 18 детей, во второй – 14). Три средние школы – Леньковская, Великовская, Черномазская – стали с этого года основными.

Убавляется и число начальных школ-садов. Изменения не коснулись всего одной – Трофимовской. А в Никольском и Неверове от прежних школ-садов остаются только сады (дошкольные группы), начальные же школы прекращают работу (никольская детвора теперь будет учиться в соседнем Ленькове, неверовская – в Трофимове). Не избежала реорганизации и Лысковская начальная школа – детский сад, что на Плодопитомнике. Обучение школьников здесь тоже завершается, остаются лишь детсадовские группы, а само учреждение получает название «Детский сад № 5».

Новый статус появляется также у Лысковского Центра образования (ул. Школьная) – вечерней (сменной) школы с очно-заочной (то есть вечерней) и заочной формами получения образования.

Варганская начальная школа, Кириковская и Малиновская основные работу продолжат в прежнем виде. Однако в их классах детей заметно поубавилось, так что в дальнейшем им вряд ли удастся избежать реорганизации.

Школа в Валках ждет учителей

Школа в Валках ждет учителей

НЕТРУДНО догадаться, что ведущая причина этих изменений – демографическая. С каждым годом число детей убавляется, приток новичков в школы уменьшается. Если Первого сентября прошлого года их порог переступили 320 первоклассников, то в нынешнем – 286.

В связи с этим школы стали финансироваться по нормативно-подушевому принципу. Норматив наполняемости любого класса – 25 человек, в сельской местности допускается 14 детей в классе. Низкое число учеников на одного учителя, а также избыток штатов в учреждениях ведут к неэффективности расходов. Ожидается, что нормативно-подушевой принцип поможет этого избежать.

ЧТО касается судьбы детей реорганизованных школ (закрытых и изменивших статус), то они, конечно, брошенными не останутся. Будут учиться в ближних школах, куда их станут возить на специально выделенном транспорте (и обратно домой). Такая практика для нашего района не нова.

Первого сентября на занятия в 11 школ начнут ездить 200 детей из 20 сел и деревень. Их туда будут доставлять 17 желтеньких автобусов (4 «ПАЗа» и 13 «ГАЗелей»). А в течение года лысковский школьный автопарк должен пополниться еще двумя автобусами.

СУДЬБУ работников образовательных учреждений процесс реструктуризации тоже затронул. С 1 сентября планируется сократить 61 педагогическую ставку и 100 ставок административно-обслуживающего персонала. По расчетам, это позволит сэкономить в 2010 году 13 млн. 813 тыс. рублей. Хочется верить, что все они пойдут непосредственно на образовательные нужды.

В 2009 году высвобождается 31 педагог, в том числе 6 учителей пенсионного возраста. Учителя, имеющие педагогическое образование, будут трудоустроены. Всего же в школах района сегодня работает около 50 учителей-пенсионеров.

ОДНО из ведущих направлений в жизни современной школы – обновление стандарта общего образования второго поколения. В настоящее время подготовлен проект стандарта только начального образования.

Ранее стандарт определялся как совокупность обязательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников. Сегодня же смысл школьного образования заключается в том, что школа должна передавать детям знания, но она также должна формировать личность гражданина страны.

УЧЕНИК должен быть конкурентоспособным и успешным – это задача современной школы. А решать ее надо с детсадовского возраста. Потому-то дошкольному образованию отводится важная роль.

На сегодня Лысковский район располагает:

– 10 дошкольными образовательными учреждениями;

– одной начальной школой – детсадом;

– 9 школами, реализующими программу дошкольного образования.

В 2008 – 2009 учебном году прошли аккредитацию дошкольные группы Валковской, Леньковской, Летневской средних школ. В 2008 году 9 школ, 8 детских садов (№№ 2, 8, 10, 12, 13, 15, 17, а также Барминский) проходили процедуру лицензирования.

В Лысковском районе работают дошкольные учреждения четырех видов:

– детский сад общего развития (таковых 7, что составляет 70 процентов от общей сети ДОУ);

– детский сад с приоритетным познавательно-речевым развитием детей – 1;

– детский сад комбинированного вида с группами по развитию речи – 1;

– центр развития ребенка – 1.

Сегодня дошкольные учреждения посещают 1384 ребенка (66 процентов от общего числа дошколят). Среди них горожан – 1014, сельских малышей – 370.

Не ходят в сады 690 лысковских детишек (в городе – 412, в селах – 278).

Если прибегнуть к сравнению, то процент малышей, посещающих детский сад, в нашем районе (66 проц.) выше общероссийского показателя (62 проц.), но ниже среднеобластного (72).

ПО-ПРЕЖНЕМУ серьезной проблемой остается очередь на устройство ребенка в детский сад. В ней сейчас – 250 маленьких лысковчан, преимущественно это дети раннего возраста – полутора- двух лет.

У нехватки мест в детских садах несколько причин, в том числе – массовое закрытие на пике «перестройки» самих садов (процесс этот наш район тоже не обошел). А сейчас наблюдается повышение рождаемости. За последние 5 лет наибольший ее всплеск пришелся на 2007 год, когда на свет появились 389 малюток. Теперь они – двухлетки, которых необходимо именно сейчас устраивать в детский сад. В 2008 году новорожденных чуть меньше – 365.

Проблема обеспечения детей местами решается за счет рационального использования помещений. Нынешним летом дополнительно открылись две дошкольные группы на поселке «Плодопитомника» (в детском саду № 5) и одна группа – в Неверове, что позволило дополнительно устроить 50 ребятишек.

ПОВЫСИЛСЯ процент родителей, пользующихся льготами по плате за детский сад. По сравнению с прошлым годом в городе льготников стало больше на 12 процентов, в сельской местности – на 23,3 проц. Всего льготой по оплате пользуются 1210 лысковских родителей.

НЕ СТОИТ на месте и учебно-методическая работа. Так, в Центре развития ребенка (бывшем садике № 16) и детском саду № 12 имеются защищенные программы развития учреждений.

Вот уже 5 лет только что названный Центр является экспериментальной площадкой Нижегородского института развития образования (НИРО) по экологическому развитию детей. Третий год здесь ведется работа по теме «Управление процессом организации родительского сообщества на базе ДОУ», которая у родителй находит одобрение.

СЕРЬЕЗНАЯ забота проявляется о малышах с нарушением речи. Целенаправленно эта работа ведется в детских садах №№ 10, 12, 13, 15, в Центре развития ребенка, где трудятся учителя-логопеды, способные профессионально устранить дефекты речи. А в детском саду №17 в этом направлении работают две логопедические группы. Комплектованием таких групп теперь занимается кустовая психолого-медико-педагогическая комиссия.

Психолого-педагогической помощи уделяется в последнее время большое внимание. А с 2008 года введена ставка районного педагога-психолога.

Квалифицированные психологи работают в детском саду №17, Центре развития ребенка, школе №1 и других.

В ЦЕЛЯХ реализации принципов общедоступного и бесплатного общего образования учащимся и их родителям дается право выбора не только образовательного учреждения, но и формы получения образования, в том числе – по индивидуальным планам.

В прошлом учебном году на индивидуальном обучении находились 49 больных детей.

Кроме того, продолжается практика индивидуального обучения учащихся по социально-педагогическим показаниям. Год назад по такой форме обучались 19 юных лысковчан (годом ранее – 15). И, надо сказать, эта форма оправдывает себя.

На выбор формы получения образования влияют как педагогические, так и социальные факторы. В большинстве случаев на определенном этапе ребенок перестает справляться с учебной программой потому, что не получает необходимой помощи от педагогов, или потому, что не была своевременно определена программа, соответствующая его индивидуальным возможностям.

В связи с этим педагогическим коллективам с обследованием детей лучше не тянуть. И главное здесь – убедить родителей в необходимости изменения программы, по которой их ребенок должен получать знания. Помочь в этом призвана психолого-медико-педагогическая комиссия (сокращенно – ПМПК). В 2009 году на кустовой ПМПК прошли обследование 80 лысковчан (дошколят – 24, школьников – 56).

ВО ВСЕХ школах района со 2-го класса изучается иностранный язык. Все учащиеся обеспечены учебниками по предмету. Но сохраняется проблема кадров. Поэтому в ряде мест предмет «Иностранный язык» вынуждены вести неспециалисты (в Белозерихинской, Красноосельской, Берендеевской и Малиновской школах). В этом случае, увы, качественных знаний дети получить не могут.

УЖЕ ПРИВЫЧНОЙ в нашем районе стала предпрофильная подготовка. В 2008 – 2009 учебном году такие классы работали в 14 образовательных учреждениях. Наибольший набор курсов предлагают школы № 1, № 3, Кисловская, Летневская, Просецкая, Барминская. Всего в районе – 40 различных наименований элективных курсов.

В трех школах города (№2, №3, №5) организовано профильное обучение по 7 направленностям. В профильных классах обучается 101 ученик (32 проц. от общего числа). Большинство предпочтение отдало естественно-научному профилю – 55 проц., технологическому – 34,5, гуманитарному – лишь 10 процентов.

В АПРЕЛЕ прошел пробный ЕГЭ по математике. Результаты неутешительны: из 165 выпускников не набрали необходимого количества баллов 47.

А вот по русскому языку итоги оптимистичнее: всего одна ученица не перешагнула минимальный порог баллов.

Из предметов по выбору наибольший средний балл достигнут по биологии (53 балла), обществознанию (52), географии и английскому языку (по 48 баллов).

Всего в 2009 году нашим выпускникам выдано 239 свидетельств о результатах ЕГЭ.

Медалистов в этом году – 15 (из всех городских школ, а также из Кисловской, Летневской, Барминской, Великовской).

Особенностью 2008 – 2009 учебного года стало проведение государственного выпускного экзамена для выпускников 11-го (12-го) классов вечерней (сменной) школы при ФГУ ИК №16 и учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

НЕ ТОРМОЗИТСЯ работа по поиску и поддержке талантливых детей. Но, надо признать, они не всегда могут показать свои способности в полной мере. Так, в 2008 – 2009 учебном году в областных олимпиадах участвовали всего четыре школьника из Лысковского района. А потому педагог сегодня просто обязан поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся инициативность, мобильность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Работа с талантливыми детьми должна быть разноплановой. С 1 сентября этого года в школах №5, и №2 вводятся индивидуальные учебные планы, будут проводиться групповые занятия со способными детьми. Организуются научные общества, объединения по интересам. Второй год на базе школы №5 в летний период работают профильные лагеря для умников и умниц.

ь РАСШИРЯЕТСЯ экспериментальная деятельность, в ходе которой отрабатываются новейшие методы воспитания, обучения и развития детей. В 2008 – 2009 учебном году в нашем районе на базе образовательных учреждений действовали 8 областных экспериментальных площадок и 12 районных (для сравнения: в 2007 –2008 уч. году было 6 областных и 5 районных).

ОБЕСПЕЧЕНИЕ кадрами системы образования Лысковского района остается стабильным. В нем трудятся 600 педагогов, 94 процента из них имеют квалификационные категории. Но, к большому сожалению, не все наши учителя и воспитатели имеют педагогическое образование. В Великовской школе без специального образования – 46 процентов работников, в Черномазской – 40, в Красноосельской – 25, в Валковской и Белозерихинской – по 16 проц.

В рамках районной программы «Педагогические кадры» реализуются плановые меры по повышению профессионализма педагогических работников. Сохранена система целевой подготовки. В 2009 году с целевыми направлениями от района в вузы поступили 7 человек.

За последние 5 лет повышение квалификации прошли 602 педагога. А в прошлом учебном году квалификационный уровень повысили 153.

БОЛЬШОГО успеха в прошлом учебном году добился коллектив Кисловской средней школы. Включившись в реализацию приоритетного национального проекта «Образование», она выиграла 1 млн. рублей. А в 2009 году школа №5 выиграла 740 тыс. рублей. Среди учреждений дополнительного образования победителем стала наша Детско-юношеская спортивная школа.

В конкурсном отборе нацпроекта участвовала также Барминская средняя школа, а среди дошкольных учреждений – Центр развития ребенка.

Кисловская школа и школа № 5 являются участниками регионального эксперимента «Проектирование Нижегородской инновационной школы».

В «ИНДИВИДУАЛЬНОМ зачете» тоже заметные успехи. Список лысковчан, побеждавших в конкурсе «Лучшие учителя России», в этом году пополнили еще два педагога: учитель русского языка и литературы Ольга Валерьевна Кокурочкина (Бармино) и учитель немецкого языка Татьяна Александровна Уткина (Кисловка). Каждая стала обладателем президентского гранта в 100 тысяч рублей.

Еще четыре педагога выиграли грант губернатора Нижегородской области в 20 тыс. рублей: А.Ю.Вострякова (школа № 5), Г.Е. Родина и Т.В.Клюкина (школа № 2), С.С.Толокина (Барминская).

А четыре представителя детских садов №№ 10, 13, 15 и Центра развития ребенка приняли участие в областном конкурсе лучших воспитателей. Это Н.Я.Викулова, Е.В.Костина, И.В.Ярахтина, Н.В.Коржиманова.

ОБОБЩЕНИЕ и распространение передового педагогического опыта осуществляется через участие в профессиональных конкурсах, таких, как «Учитель года», «Воспитатель года», «Самый классный классный».

В 2009 году победителем районного конкурса «Учитель года» стала преподаватель русского языка и литературы Кириковской основной школы Вера Александровна Шикова. Лучшим воспитателем признана Лариса Белянина (детский сад № 12).

В 2009 году работники учреждений бюджетной сферы перешли на новую систему оплаты труда. Внедрять ее предполагалось в 2 этапа:

– повышение с 1 января 2009 года заработной платы работникам бюджетной сферы, чья среднемесячная зарплата ниже минимального размера оплаты труда – 4330 рублей;

– переход с 1 апреля 2009 года к повышению заработной платы работникам среднего звена и высококвалифицированным работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений области.

Среднемесячная зарплата руководителей дошкольных учреждений составляет сегодня 8384 руб., педагогов в детских садах – 5446 руб., технических работников в среднем – 3769 руб., но им доплачивают до минимального размера оплаты труда.

БЛАГОДАРЯ областной программе «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и спорта» наш район продолжает пополняться молодыми кадрами. В 2009 году ее участниками станут три молодых педагога: Елена Владимировна Соловьева - учитель математики и информатики (Кисловская школа), Наталья Александровна Николаева – учитель русского языка и литературы (Берендеевская школа), Елена Павловна Соколова – логопед (детсад №13).

А всего за четыре года реализации вышеназванной программы в школы района пришли 20 молодых специалистов. Для них построено 7 домов, приобретено 13 квартир (с учетом специалистов текущего года). На сегодня району требуются только учителя технологии и математики в Валковскую среднюю школу.

СЕТЬ учреждений дополнительного образования детей в районе представлена Домом детского творчества и Детско-юношеской спортивной школой. Они в целом обеспечены кадрами, но это в основном достигается за счет привлечения совместителей.

УЧЕБНОЕ и материально-техническое оснащение школ улучшается. Только в 2009 году компьютеров и проекторов приобретено на 534 тыс.руб., наглядных пособий – на 164 тысячи, ученической мебели – на 392 тыс.руб. Общие затраты – 4 млн. 338 тыс. рублей (4 млн. 56 тыс. – из областного бюджета, 282 тыс. руб. – из районного).

Из средств местного бюджета на меры пожарной безопасности направлено в текущем году 532 тыс. рублей: на ремонт электропроводки – 141 тыс. руб.

На ремонтные работы из районного бюджета направлено 2 млн. 275 тыс. рублей. В 8 учреждениях отремонтирована кровля, в 7 – система отопления. Из внебюджетных источников на подготовку к новому учебному году затрачено 3 млн.774 тыс.рублей.

Работа по укреплению здоровья детей закреплена в районной программе «Здоровье и образование».

Серьезную заботу о полноценном питании школьников проявляют в Кисловской, Леньковской, Берендеевской, Летневской, Валковской школах, а также в городских школах №2 и №5.

(По материалам управления образования)

 

«Приволжская правда» г. Лысково Волга, Лысковский район
  • © www.52l.ru - Новости города Лысково и Лысковского района Нижегородской области, 2009-2014гг.
  • © Редакционно-издательский центр «Приволжская правда» г. Лысково При перепечатке материалов ссылка на «Приволжскую правду» обязательна. Использование материалов сайта, возможно с только с письменного разрешения правообладателей.